Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для системы образования определяющим фактором является необходимость обеспечения особых образовательных потребностейстудентов с ОВЗ. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Прежде всего, возникают трудности социализации детей с ОВЗ в учреждениях профессионального образования. Поэтому одной из главных задач данного учреждения является создать все условия для лучшей и быстрой адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация представляет собой процесс активного усвоения и воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социализация необходима для того, чтобы студенты с ОВЗ смогли эффективно взаимодействовать с новым коллективом, и научились «жить» совместно, помогая друг другу. Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе, учреждении СПО, взаимное влияние учащихся в процессе общения и совместной деятельности.
Для успешной адаптации студентов с ОВЗ должно существовать негласное правило: студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента. Такие дети должны быть полностью включены в педагогический процесс, выполнять все манипуляции на практических занятиях и активно участвовать в жизни техникума. Для студента с ограниченными возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.
В процессе организации и реализации совместного обучения лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования отмечаются определенные трудности.
Рассмотрим проблемы, которые возникают у участников образовательного процесса.
Все педагогические работники должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями студентов с ограниченными возможностями здоровья и должны учитывать их при организации образовательного процесса.
Преподаватели, работающие со студентами с ОВЗ должны помнить следующее:
- Подход к студентам с оптимистической гипотезой (безграничная вера в него). Каждый студент научится всему, для этого необходимо разное количество времени и усилий со стороны студента, и со стороны преподавателя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым студентом.
- Путь к достижению положительного результата может быть только «от успеха к успеху». Для студента с ОВЗ очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Для этого уровень сложности предлагаемых педагогом заданий должен соответствовать уровню возможностей студента. Нужно помнить: оценивая работу студента с ОВЗ, прежде всего, необходимо обращать внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
- Темп продвижения каждого студента определяется его индивидуальными возможностями. Студент с ОВЗ не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее», «поторопись», «ты опять последний». Этими словами достигается, как правило, обратный эффект, срабатывает принцип: «Пусть неправильно, зато быстро, как все».
- Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Преподаватель знает, в чем заключаются трудности обучения студента с ОВЗ и как их преодолеть эффективными способами, т. е. от знания причины ошибки к ее устранению.
- Постоянное отслеживание продвижения студента с ОВЗ. Педагог всегда должен представлять: что студент с ОВЗ уже может сделать самостоятельно, что он может сделать с помощью педагога, родителей, в чем эта помощь должна выражаться.
- В обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии студента с ОВЗ, выявленные в процессе психологической диагностики, наблюдения.
Для успешной социализации студентов с ОВЗ в условиях образовательного учреждения необходимо полное принятие таких детей, помощь на пути адаптации, активное включение их в жизнь учебного заведения и т.д.
Мы должны помнить, что дети с ОВЗ – это обычные дети, только «особые».